295006, Республика Крым, г.Симферополь, ул. Карла Маркса, 19

Тел./Факс: (3652) 600-295 (Регистратура)

E-mail: zvitosmotr@mail.ru

АЛГОРИТМЫ ОКАЗАНИЯ СИТУАЦИОННОЙ ПОМОЩИ ИНВАЛИДАМ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ

ОСНОВНЫЕ  КОДЫ  КАТЕГОРИЙ  ИНВАЛИДОВ,  НУЖДАЮЩИХСЯ  В  СИТУАЦИОННОЙ ПОМОЩИ:

  • Код «В» - инвалид передвигается в коляске (нуждается в помощи посторонних лиц (медицинского персонала) при передвижении вне дома).
  • Код «С» - инвалид слепой и слабовидящий ограничен в ориентации (нуждается в помощи (сопровождение) посторонних лиц (медицинского персонала) вне дома).
  • Код «Е» - инвалид ограничен в самообслуживании (безрукий либо не действует руками, нуждается в помощи посторонних лиц (медицинского персонала) в самообслуживании и других ручных действиях вне дома).
  • Код «К» - инвалид слепоглухой, значительно ограничен в ориентации (нуждается в сопровождении лицом осуществляющим помощь вне дома; при формальных взаимоотношениях вне дома нуждается в услугах тифлосурдопереводчика).
  • Код «М» - инвалид глухонемой или глухой (при формальных взаимоотношениях вне дома нуждается в услугах сурдопереводчика).
  • Код «Н» - инвалид ограничен в общении и контроле за своим поведением (составляют инвалиды с выраженными (тяжелые проблемы) нарушениями умственных функций).

Действия делопроизводителя и медицинского персонала при оказании ситуационной помощи в соответствии с кодами категорий инвалидности:

1. Ситуационная помощь инвалиду с кодом «В».

Делопроизводитель:  

  • Сообщают по мобильному телефону о приходе  пациента   с  ограничением передвижения (на коляске, костылях);
  • Выходит на улицу, открывает входные двери;
  • Оказывает помощь при входе в здание;
  • Инвалиду на костылях предоставляет кресло в здание;
  • Уточняет, в какой помощи нуждается пациент, цель посещения поликлиники.
  • Сообщает медицинскому персоналу о посещении  поликлиники  пациента с ограничением передвижения.
  • Оказывает помощь при выходе из поликлиники.

Врач, медицинская сестра:

  • Оказывают помощь при одевании и раздевании.
  • В случае необходимости консультации другого специалиста или посещения диагностических кабинетов (R-кабинет, ЭКГ, лаборатория и др.) медицинская сестра оказывает помощь при передвижении внутри здания, сопровождает пациента по кабинетам.
  • По окончании приема сопровождает пациента к выходу.
  • При необходимости оказывает помощь при посещении туалета.

При общении с людьми, испытывающими трудности при передвижении необходимо помнить:

  • Инвалидная коляска - неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения. Начать катить коляску без согласия инвалида - то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения.
  • Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом.
  • Если Ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.
  • Если Вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
  • Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры и как их можно устранить.
  • Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.
  • Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором Вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.
  • Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек имел возможность принимать решения заранее.
  • Как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.
  • Необходимость пользоваться инвалидной коляской - это не трагедия, а способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения. Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.

2. Ситуационная помощь инвалиду с кодом «С».

Ведущий специалист по охране труда:  

  • Встречает слепого инвалида на улице (на входе в здание).
  • Открывает входные двери.
  • Помогает войти в здание.
  • Берет пациента под локоть и сопровождает до делопроизводителя.
  • Оказывает помощь при выходе из здания.

Делопроизводитель:

  • Выясняет цель, причину посещения поликлиники.
  • При необходимости знакомит со всеми надписями в поликлинике.
  • Сопровождает до кабинета врача, минуя регистратуру. Если пациент посещает врача по предварительной записи, амбулаторная карта находится в кабинете врача.
  • При обращении без записи, делопроизводитель сообщает медицинскому регистратору по телефону данные о пациенте, медицинский регистратор приносит амбулаторную карту в кабинет врача, делопроизводитель сопровождает при передвижении пациента до кабинета.

Врач, медицинская сестра:

  • Оказывают помощь при ориентации в кабинете.
  • Помогают при одевании и раздевании.
  • При необходимости консультации другого специалиста или проведения обследования, медицинская сестра сопровождает инвалида в передвижении по кабинетам, придерживая его под локоть.
  • По    окончании    приема,    обследования,     медицинская    сестра сопровождает  к выходу 

При общении с незрячими людьми или людьми, имеющими плохое зрение необходимо помнить:

  • Нарушение зрения имеет много степеней. Полностью слепых людей всего около 10%, остальные имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других - слабое прямое при хорошем периферическом. Все это надо выяснить и учитывать при общении.
  • Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.
  • Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычными домашними животными. Не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой-поводырем.
  • Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об этом не попросят.
  • Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом.
  • Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему компаньону.
  • Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом.
  • Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет;
  • Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь.
  • Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите его.
  • Вполне нормально употреблять слово "смотреть". Для незрячего человека это означает "видеть руками", осязать.
  • Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами.
  • При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. При сопровождении незрячего человека не закладывайте руки назад - это неудобно.

3. Ситуационная помощь инвалиду с кодом «Е».

Инвалидам с кодом «Е» необходимо оказывать помощь при всех действиях, выполняемых руками.

Медицинская сестра:  

  • Встречает слепого инвалида на улице (на входе в здание).
  • Открывает и закрывает входные двери.
  • Приглашает делопроизводителя.
  • Оказывает помощь при выходе из здания.

Делопроизводитель:

  • Выясняет причину, цель посещения поликлиники.
  • Сопровождает до кабинета врача.

Врач, медицинская сестра:

  • Оказывают помощь при раздевании и одевании.
  • Медицинская сестра при необходимости консультации другого специалиста или посещения диагностического кабинета, сопровождает пациента.По окончании
  • сопровождает при передвижении к выходу.

4.Ситуационная помощь инвалиду с кодом «К».

При посещении учреждения здравоохранения инвалидам с кодом «К», ситуационная помощь оказывается сопровождающим их лицам сотрудником учреждения при возникающих затруднениях:

  • сопровождение и помощь в ориентации (вход/выход);
  • ознакомление с расположенной в учреждении информацией;
  • помощь в заполнении документов (уточнить информацию);
  • ознакомление с расположенной в учреждении информацией.

5.Ситуационная помощь инвалиду с кодом «М».

При плановом посещении поликлиники (по предварительной записи) инвалид с кодом «М» обращается в поликлинику с сурдопереводчиком или сопровождающимлицом.

Во время пребывания инвалида на предприятии сурдоперевочик сопровождает инвалида по территории учреждения, знакомит с письменной информацией о проводимых в учреждении мероприятиях, участвует в проведении реабилитационных мероприятий, оказывая услуги по сурдопереводу.

При отсутствии сурдопереводчика сотрудник предприятия (делопроизводитель) знакомит инвалида с письменной информацией о порядке оказания медицинской помощи, осуществляет помощь при записи на прием.

6.Ситуационная помощь инвалиду с кодом «Н».

При посещении учреждения здравоохранения инвалидам с кодом «Н» ситуационная помощь оказывается сопровождающим их лицам сотрудником учреждения при возникающих затруднениях:

  • сопровождение и помощь в ориентации (вход/выход);
  • ознакомление с расположенной в учреждении информацией;
  • помощь в заполнении документов (уточнить информацию);
  • ознакомление с расположенной в учреждении информацией;

В ГУП РК «Поликлиника медицинских осмотров» установлены мобильные телефоны для связи с делопроизводителем: +7(978)905-38-66; +7(978) 905-38-65.

Залог успешного лечения - взаимоотношения между врачом и пациентом, основанные на доверии, поддержке, понимании, сочувствии, уважении.

Без сомнения, взаимоотношения врача и пациента многогранны. Это большой комплекс психологических и морально-этических проблем, с которыми врачу приходится постоянно сталкиваться.

Одним из наиболее важных в деятельности врача является запрещение действий, способных нанести вред больному, или принцип «не навреди».

Хороший врач - это не только профессионализм, энциклопедические знания, взвешенные решения и совершенное владение техникой медицинских манипуляций, но и умение говорить с больным.

Любой врач, наверное, согласится с утверждением Е. Ламберта, что «есть больные, которым нельзя помочь, но нет таких, которым нельзя навредить». Ведь известно, что, порой, лечение может быть тяжелее болезни. Речь идет о побочных действиях лекарств, негативных эффектах при одновременном применении большого числа препаратов, о несоответствии между прогнозируемой пользой и возможным риском от медицинского вмешательства.

Отметим один непреложный факт: беседа с пациентом должна идти “один на один”, присутствие третьих лиц исключается. Сохранение врачебной тайны – это, как вы помните, одно из положений клятвы Гиппократа.

Согласно действующему законодательству («Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»), пациент имеет право получать информацию о своем здоровье, соглашаться на лечение или отказываться от него (положение об информированном согласии пациента), требовать и получать материальное возмещение при нанесении ущерба здоровью. Пациент должен быть осведомлен о характере болезни, существующем риске, перспективах и способах лечения, возможности и степени участия семьи в реализации лечебных программ. Врачу всегда сложно говорить о неблагоприятном прогнозе заболевания или большом риске какой-либо манипуляции. Человеку надо давать положительную информацию, настраивающую на перспективу пусть даже минимального улучшения.

Одним из наиболее важных в деятельности врача является запрещение действий, способных нанести вред больному, или принцип “не навреди”.

Одно из важнейших условий для установления взаимопонимания между врачом и пациентом – ощущение поддержки. Если больной осознает, что врач намерен помогать, а не заставлять, то он, вероятно, активнее будет участвовать в лечебном процессе. Когда врач проявляет понимание, человек уверен, что его жалобы услышаны, зафиксированы в сознании врача, и тот их обдумывает. Это чувство укрепляется, когда врач говорит: “Я Вас слышу и понимаю” – или выражает это взглядом или кивком головы. Уважение подразумевает признание ценности человека как личности. Особенно важно это на этапах сбора анамнеза, когда врач знакомится с обстоятельствами жизни пациента. Сочувствие – ключ к установлению сотрудничества с пациентом. Нужно суметь поставить себя на место больного и взглянуть на мир его глазами. Важно понимать и учитывать внутреннюю картину заболевания – все то, что испытывает и переживает пациент, не только его местные ощущения, но и общее самочувствие, самонаблюдение, его представление о своей болезни, о ее причинах.

Пациенту надо давать положительную информацию, настраивающую на перспективу пусть даже минимального улучшения.

Врач, сообщая больному правду, должен внушить ему и надежду. Пациент имеет право знать, какие симптомы должны исчезнуть полностью, какие - частично, а какие останутся, и с их существованием необходимо будет смириться. Спокойные, вдумчивые, сочувственные слова врача, даже если тот сообщает о вероятностных и негарантированных результатах, могут обнадежить больного. Убедите пациента в своем постоянном участии и готовности быть рядом с ним. Постарайтесь исполнить свое обещание!

Давно известно, что врачи могут воздействовать на болезнь без всяких лекарств. Авторитетное слово врача может оказывать влияние на самочувствие пациента: уверенность врача передается пациенту.

Как сделать общение с пациентом максимально эффективным? Можно ли научить общению? Некоторые рекомендации мы приводим ниже.

  • Попытаться узнать причины подсознательной тревоги пациента. Помогите разобраться в них, переводя проблему на уровень сознания.
  • Попробывать дать пациенту конкретные инструкции о том, что делать, к чему стремиться, как себя вести.
  • Беседуя с пожилыми людьми, не напоминайте им о возрасте. Разговор должен быть неспешным, вопросы следует задавать конкретные, требующие однозначного ответа.
  • Постараться избегать одних лишь устных советов, запишите рекомендации по режиму, диете, медикаментозной терапии на листе бумаги.
  • Пробывать разъяснить необходимость ограничения, по возможности, контакта с разрушающими психику факторами (избыточная информационная нагрузка, стрессы и так далее).
  • Постараться убедить пациента, что для сохранения и улучшения здоровья необходим комплексный подход, в том числе немедикаментозные меры. Свежий воздух, лес, солнце - вот лишь некоторые из факторов, способных повлиять на самочувствие.

Врач должен владеть тонким психологическим чутьем, и здесь необходима постоянная работа сознания. Успех в лечении возможен при сочетании доверительных человеческих отношений и научных достижений. А для этого технически оснащенный врач должен не только лечить, но и уметь разговаривать со своим пациентом.

295006, Республика Крым, г.Симферополь, ул. Карла Маркса, 19

Государственное унитарное
предприятие Республики Крым
«Поликлиника
медицинских осмотров»